- "Паллада"
- Смотри также Творчество Гончарова
— Пятидесятидвухпушечный парусный фрегат [Фрегатами назывались военные корабли, имевшие одну закрытую батарею и одну открытую; корвет — имел одну открытую батарею; шкуна — небольшое судно с артиллерией на верхней палубе; транспорт — грузовое судно]. Экипаж "П.", во время ее отплытия к берегам Японии, состоял из 450 нижних чинов и 20 офицеров, под командой капитан-лейтенанта И. С. Унковского. (И. С. У.; "капитан" в очерках Гончарова). Офицерами "П." состояли: капитан-лейтенант К. Н. Посьет. (П., К. Н. П., П—т); лейтенанты: В. А. Римский-Корсаков (В. А., К. Р.-К.), А. А. Бутаков (А. А. Б.), П. А. Тихменев (П. А.; П. А. Т.), барон Н. Крюднер (Б. К.), С. Тырков (Т.), Н. Н. Савич (С.), Шварц, И. П. Белавенец (И. П. Б.), А. А. бар. Шлипенбах (Б. Ш.); мичманы: П. Анжу, Болтин (Б.), П. А. Зеленый (З.; М. З.), А. А. Колокольцов (К.); артиллерией заведовал капитан К. И. Лосев (К. И. Л.; Л.); штурманами были: капитан А. А. Хализов ("Дед"), поручик Лев Попов (Л. А. П.); подпоручик И. Е. Моисеев. В состав экипажа "П." входили также "содержатель по шкиперской части подп. Истомин, корабельный инженер Зарубин, унтер-цейхвахтер Плюшкин и врачи: Арефьев (А.) и Г. Вейрих (В.). Кроме того, на корабле находились секретарь адмирала Гончаров, переводчик О. И. Гошкевич (0. А., О. А. Г., Г—ич) и архимандрит Аввакум. В Портсмуте на "П." сел начальник экспедиции, адмирал Путятин, лично производивший в Англии приготовления к продолжительному плаванию. "С самыми лучшими чувствами симпатии и добрых воспоминаний обращаюсь я постоянно к этой эпохе плавания по морям, к кругу этих отличных людей, и встречаюсь с ними всегда, как будто не расставался никогда", — писал позднее Гончаров ("Через 20 лет"). А между тем, несмотря на истекшие почти 60 лет со дня появления гончаровских очерков "П.", имена этих "отличных людей" печатаются в тексте с сокращениями и путаницей инициалов, причем эти инициалы нередко варьируются на протяжении двух томов, то обозначая в виде одной буквы лишь фамилию, то, в виде двух, — имя и отчество или чин и фамилию (М. З. = мичман Зеленый или Б. К. = барон Крюднер).
Осенью 1852 г. "П." была готова к дальнему плаванию: на ней отправлялась экспедиция адмирала Путятина для установления торговых сношений с Японией (для экспедиции к русским владениям в Америке — так указывалась официально цель путешествия). 7 окт. 1852 г. "Паллада" снялась с якоря и вышла в море. Путь ее лежал: через Финский залив, Зунд, Каттегат и Скагеррак в Немецкое море; отсюда через Британский канал на Спидгейтский рейд (Портсмут), где "П." была введена в док; из Англии фрегат вышел в сопровождении купленной там шкуны "Восток".
Плавание по Атлантическому океану (с заходом на о. Мадеру и острова Зеленого мыса) продолжалось до середины марта 1853 года. Отсюда после месячной остановки на мысе Доброй Надежды фрегат взял путь к о. Яве (Анжерский рейд); зайдя на Сингапур и в Гонконг, "П." бросила якорь в порте Ллойде (остр. Бонин-Сима), где ее ожидал корвет "Оливуца" и транспорт Американской компании "Князь Меншиков"; во главе этих судов и шкуны "Восток", (см.) после десятимесячного плавания, "П." вошла на рейд Нагасак. Переговоры с японцами шли медленно. Губернатор Нагасак, получив письмо от адмирала, ответил, что "увидел письмо с удовольствием и хорошо понял и что постарается все исполнить. Принять адмирала, без позволения, не смеет, но что послал уже курьера в Едо и ответ надеется получить скоро". Три месяца простояла "П." на нагасакском рейде в ожидании полномочных японского правительства. Тревожные вести из Европы (приготовления к восточной войне) и недостаток провизии заставили "П." сняться с якоря и идти к Седельным островам, откуда была послана за бумагами и письмами шкуна по р. Янсекиану в Шанхай. Из Шанхая дошли до фрегата первые известия о близком разрыве России с западными державами. Во избежание захвата английскими судами "П." спешно вышла в море и через четверо суток бросила якорь на том же нагасакском рейде. Более месяца простояла "П." в Нагасаках. Сношения с японцами и прибывшими уполномоченными наладились, но подписание торгового договора зависело не от них, а от решения правительства в Едо. В виду полной неизвестности, что делается в Европе, начальник экспедиции не стал засиживаться в Нагасаках и снялся с якоря, объявив японцам, что воротится "не раньше весны". "Паллада" взяла курс на Ликейские острова (порт Напа-Киян) и отсюда на Манилу. Из Манилы "П." направила путь к острову Гамильтону, куда должен был прийти транспорт с вестями из Шанхая. В пути бурей раскачало мачты у фрегата, и "П." вынуждена была, зайдя в Батан (где ее ждала шкуна), идти в порт Пио-Квинто для починки. Привезенные транспортом в бухту острова Гамильтона известия из Шанхая не заключали ничего нового: говорилось о приготовлениях к войне, но не о начавшихся военных действиях и потому не было основания обрывать начавшиеся переговоры с Японией. В Гамильтоне эскадра вновь разделилась. "Князь Меншиков" был послан в Шанхай взять бумаги и почту из Европы; шкуна "Восток" отправлена в порт Напа-Киян для сношения с экспедицией Перри, а "Оливуца" получила назначение идти в Камчатку. "Паллада" же снова взяла курс на Нагасаки [Несколько медленны были почтовые сообщения: восточная война началась в ноябре 1853 г., а в начале апреля 1854 г. до Шанхая и Манилы дошли лишь вести о разрыве России с державами.].
В Нагасаках все еще не было получено ответа из Едо: японцы затягивали переговоры. После недельной стоянки в Едо было послано письмо адмирала с приглашением японским полномочным прибыть в Аниву для дальнейших переговоров, а "П." вышла в море и, обогнув острова Гото и Чу-Сима, направилась к берегам Кореи, куда должны были прийти шкуна и транспорт. В Татарском проливе, в бухте глухого маньчжурского берега, "П." встретила шкуну и транспорт, получила известия о начавшейся уже войне [Экспедиция занималась в это время описанием берегов Кореи. Корейский берег был совершенно не обследован в ту пору и не имел сколько-нибудь сносной карты. "Единственный уголок мира, укрывшийся до нашего времени от пытливого внимания мореплавателей", так называл Корею "Морск. сборн.", помещая отчет о работах моряков "Пал." и составленную ими карту ("М. сб.", янв., 1855 г.). Именами участников "Пал." названы залив и мысы корейского берега: мыс М. Шварца, бухта Болтина: ими же назван один из заливов Лазаревским, в честь адмирала М. П. Лазарева.] и приказ идти к русским берегам, чтобы там ждать дальнейших распоряжений. Обратный путь "П." намечался кругом берегов Америки, но штормы и ураганы избили фрегат. "П." отслужила свой век, состарилась. На смену ей уже шли фрегаты "Диана" и "Аврора". После долгих поисков первый из них встретился с "П." у восточного берега Сибири. Попытка внести глубоко сидящий фрегат в устье Амура не удалась. Тогда "П." под конвоем отвели в Императорскую гавань (в Татарском проливе) и, во избежание захвата фрегата неприятелем, его разоружили. От "П." осталось лишь одно днище. Так закончилось "кругосветное плавание" "П." (с октября 1852 г. по сентябрь 1854 г.) и самое существование фрегата. Ср. "Через двадцать лет" Гончарова и "Записки А. Линдена, бывшего гардемарином на "П." и очевидцем ее последних дней ("Р. ст." 1905 г., апрель).
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.